Постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 29.04.2013 N 21/163-5 "О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Народного Хурала Республики Калмыкия пятого созыва"
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. № 21/163-5
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ
ИНВАЛИДАМИ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО
ХУРАЛА (ПАРЛАМЕНТА) РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ПЯТОГО СОЗЫВА
В соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 10 статьи 6 Закона Республики Калмыкия "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия", Избирательная комиссия Республики Калмыкия, постановляет:
1. Утвердить Рекомендации по обеспечению прав избирателей Республики Калмыкия, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия пятого созыва согласно приложению.
3. Направить настоящие Рекомендации в территориальные избирательные комиссии и разместить на сайте Избирательной комиссии Республики Калмыкия в сети Интернет.
Председатель
Избирательной комиссии
Республики Калмыкия
А.ДИКАЛОВ
Секретарь
Избирательной комиссии
Республики Калмыкия
Н.ФЕДОРЧЕНКО
Приложение
к Постановлению
Избирательной комиссии
Республики Калмыкия
от 29 апреля 2013 г. № 21/163-5
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ,
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО ХУРАЛА
(ПАРЛАМЕНТА) РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ПЯТОГО СОЗЫВА
1. Общие положения
1.1. Целью Рекомендаций по обеспечению прав избирателей, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия пятого созыва (далее - Рекомендации), является определение задач и способов их решения в работе избирательных комиссий всех уровней в Республике Калмыкия по обеспечению максимально удобных условий для избирателей, являющихся инвалидами, для реализации ими активного избирательного права.
1.2. В Рекомендациях рассматриваются особенности обеспечения избирательных прав следующих категорий инвалидов: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, а также граждане с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалиды-колясочники.
1.3. Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав инвалидов при проведении выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия регулируются Конституцией Российской Федерации, Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), Законом Республики Калмыкия "О некоторых вопросах проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия", иными законами и нормативно-правовыми актами.
2. Организация работы избирательных комиссий
по подготовке ко дню голосования
2.1. Территориальным избирательным комиссиям в Республике Калмыкия (далее - ТИК) необходимо заблаговременно, до дня официального опубликования решения о назначении выборов, разработать, с использованием положений данных Рекомендаций, планы мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами, возложив контроль за исполнением указанных мероприятий на одного из членов ТИК с правом решающего голоса.
При формировании плана мероприятий рекомендуется предусмотреть все этапы подготовки и проведения избирательной кампании и обеспечения процесса голосования, в том числе организацию системной работы по уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, по обеспечению дополнительным оборудованием помещений для голосования, по информированию и правовому просвещению данной категории избирателей, организаторов выборов.
2.2. ТИК может организовать рабочую группу по обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами, в которую рекомендуется включить представителей управлений (отделов) социальной поддержки населения муниципальных образований в Республике Калмыкия, специалистов регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия и территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия, общественных организаций инвалидов, специализированных учреждений.
2.3. ТИК рекомендуется:
- при организации обучения членов территориальных и участковых избирательных комиссий уделить особое внимание особенностям подготовки ко дню голосования и организации голосования избирателей, являющихся инвалидами. Целесообразно привлекать к обучению представителей общественных организаций инвалидов и учитывать их рекомендации;
- проводить обучение актива общественных организаций инвалидов, иных организаций, работников органов социальной поддержки населения, которые могут быть задействованы в информировании о выборах обслуживаемых ими (в том числе и на дому) избирателей, являющихся инвалидами. Эти организации, как связующее звено между избирателями с инвалидностью и избирательными комиссиями пользуются наибольшим доверием у инвалидов, в том числе и при получении информации и необходимых разъяснений.
3. Организация работы по получению (уточнению) сведений
об избирателях, являющихся инвалидами, включенных в списки
избирателей на соответствующей территории
3.1. ТИКи организуют работу по уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, в том числе по категориям инвалидности (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).
3.2. ТИКи, используя сведения об избирателях, являющихся инвалидами, поступающие из Избирательной комиссии Республики Калмыкия, взаимодействуя с управлениями (отделами) социальной поддержки населения муниципальных образований в Республике Калмыкия, территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия и региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия, соответствующими общественными организациями инвалидов, при уточнении сведений об избирателях, являющихся инвалидами, готовят следующую информацию: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, а также адрес фактического пребывания гражданина (если он отличается от адреса места жительства).
3.3. На основании уточненных сведений ТИКи совместно с участковыми комиссиями организуют работу по информированию избирателей, являющихся инвалидами, по выявлению их желания проголосовать вне помещения для голосования либо в помещении для голосования.
4. Оборудование избирательных участков
и помещений для голосования
4.1. При оборудовании помещений участковых избирательных комиссий и помещений для голосования следует учитывать, что инвалиды участвуют в выборах на равных условиях с иными гражданами, однако для них необходимо создавать специальные условия, позволяющие им реализовывать свои права в полном объеме. Нужно также иметь в виду, что личное посещение инвалидами помещений для голосования избирательных участков, общение с членами избирательных комиссий, использование технических средств для голосования, трафаретов для самостоятельного заполнения бюллетеней и иных приспособлений, благотворно влияют на их интеграцию в общество и служат хорошим стимулом для активной общественной жизни.
Следует определять и учитывать потребности граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами.
4.2. Избирательные участки и помещения для голосования, где предполагается непосредственное участие в выборах граждан, являющихся инвалидами, по возможности должны быть максимально доступны: размещаться на первых этажах, иметь удобный подход для граждан и подъезда транспорта, достаточное освещение и так далее.
4.3. В случае если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не оборудован специальными приспособлениями для входа избирателей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению и въезда инвалидов-колясочников, избирательным комиссиям рекомендуется обратиться в органы местного самоуправления, территориальные органы социальной поддержки населения с просьбой решить вопрос об установке поручней, настилов, рельсов, пандусов, тактильных указателей и т.д. (возможно, временных).
При проведении работ по установке вышеназванных специальных приспособлений необходимо учитывать, что они должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам Российской Федерации (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятым постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73).
Для проверки соответствия указанным нормам специального оборудования, пешеходных путей рекомендуется создать рабочую группу, в которую должны войти члены ТИК, представители общественных организаций инвалидов, органов местного самоуправления.
4.4. В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, являющихся инвалидами, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, а также избирателей, являющихся слепыми или слабовидящими, пользующихся услугами сопровождающих, в соответствии с постановлением ЦИК России от 28 мая 2009 года № 162/1152-5 "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации" в редакции от 28 декабря 2011 года № 83/643-6 может устанавливаться специальная кабина для голосования (специальное место для тайного голосования).
Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечивалась доступность для избирателей, которые пользуются креслами-колясками или имеют трудности при передвижении.
4.5. Для слепых и слабовидящих граждан на информационном стенде следует разместить информацию о зарегистрированных списках кандидатов, о порядке заполнения избирательных бюллетеней, выполненную крупным шрифтом или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
С учетом потребностей указанной категории граждан в помещениях для голосования и (или) кабинах для тайного голосования следует размещать средства оптической коррекции (лупы, лупы с подсветкой и др.), дополнительное освещение, стулья.
4.6. При организации голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, для самостоятельного заполнения ими бюллетеней на избирательных участках могут использоваться специальные трафареты двух видов:
с прорезями на месте квадратов в избирательных бюллетенях для проставления знака по строкам размещения наименований избирательных объединений;
с прорезями на месте квадратов в избирательных бюллетенях для проставления знака по строкам размещения наименований избирательных объединений, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля.
5. Организация информационно-разъяснительной работы
5.1. ТИК при подготовке планов работы по информационному обеспечению выборов в целях повышения доступности информации должны предусмотреть необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами.
5.2. Информирование избирателей, являющихся инвалидами, осуществляется с использованием различных способов обеспечения беспрепятственного доступа к информации, которые определяются с учетом категории инвалидности.
5.3. Избирательные комиссии могут распространять информационные материалы среди соответствующих категорий избирателей как самостоятельно, так и с помощью органов социальной поддержки населения, сотрудников почтовых отделений, общественных организаций инвалидов, волонтеров, иных общественных объединений, размещая их (по согласованию) в местах, наиболее часто посещаемых инвалидами всех категорий (поликлиники, аптеки, органы социальной поддержки населения, территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия, почтовые отделения, социальные магазины и т.д.).
5.4. Избирательным комиссиям для информационного обеспечения избирателей, являющихся инвалидами по зрению, рекомендуется:
предусмотреть использование возможностей существующих сетей радиовещания;
по возможности подготовить выпуски информационных материалов в аудиоформате (на цифровых носителях) о ходе избирательной кампании (времени и месте голосования, основных действиях, контактах), избирательных объединениях, участвующих в выборах, порядке голосования, порядке заполнения избирательного бюллетеня и других процедур;
предусмотреть возможность подготовки информационных выпусков изданий (листков), напечатанных увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, (или с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля);
в целях ознакомления слепых граждан с информацией о выборах использовать технические возможности общественных организаций инвалидов, располагающих специальным оборудованием.
5.5. Избирательным комиссиям целесообразно осуществлять информационное обеспечение граждан, являющихся инвалидами по зрению, совместно с региональными и местными общественными организациями Всероссийского общества слепых.
5.6. Избирательным комиссиям для информационного обеспечения глухих и слабослышащих граждан в период избирательной кампании рекомендуется по возможности использовать текстовую передачу информации о выборах средствами факсимильной и мобильной связи (СМС-сообщения).
5.7. Визуальную информацию о выборах в публичных местах рекомендуется располагать так, чтобы граждане, являющиеся инвалидами-колясочниками, могли ознакомиться с ней без дополнительных усилий.
5.8. Избирательным комиссиям рекомендуется заблаговременно довести до граждан, являющихся инвалидами, информацию о возможных способах голосования, предусмотренных законодательством о выборах: голосование по открепительным удостоверениям, голосование вне помещения для голосования, голосование с помощью других лиц.
5.9 Избирательным объединениям, участвующим в выборах, рекомендуется обратить особое внимание на информационную работу с данной категорией избирателей и готовить для слепых и слабовидящих граждан агитационные материалы в аудиоформате, печатные агитационные материалы крупным шрифтом, а для глухих или слабослышащих граждан - агитационные материалы (видеоролики) с субтитрами или сурдопереводом.
5.10. В работе по информированию граждан, являющихся инвалидами, оказанию им консультативной, юридической помощи избирательные комиссии могут использовать возможности "горячей линии" связи с избирателями, в том числе средства мобильной связи и интернет-ресурсы избирательных комиссий. Рекомендуется привлекать для данной работы представителей общественных организаций инвалидов и волонтеров.
6. Обеспечение процесса голосования
избирателей, являющихся инвалидами
6.1. В целях обеспечения доступности маршрутов движения гражданина, являющегося инвалидом, от места проживания до помещения для голосования, соответствующая ТИК может обратиться к органам социальной поддержки населения, общественным организациям инвалидов с просьбой о проведении совместной работы по составлению и уточнению "паспорта маршрута избирателя, являющегося инвалидом, на избирательный участок" (далее - паспорт).
В паспорте рекомендуется указывать следующую информацию: фамилия, имя, отчество; адрес проживания; возраст; категория инвалидности (зрение, нарушение функций опорно-двигательного аппарата); проживает в квартире: один/с семьей; этаж проживания; наличие телефона; наличие специального транспортного средства/сопровождающего до избирательного участка; тип дома (частный/благоустроенный); наличие приспособлений, позволяющих выйти из квартиры на улицу (лифты, подъемники, перила, пандусы); наличие на маршруте следования: удобных подъездных путей к избирательному участку; наличие доступа на избирательный участок (лифты, поручни, пандусы); иные проблемы, возникающие при передвижении от места жительства до участка.
Заполненный паспорт может быть подписан гражданином, являющимся инвалидом, представителем органов социальной поддержки населения, представителем общественной организации инвалидов, председателем территориальной или участковой комиссии.
По результатам анализа данных, указанных в паспорте (паспортах), в органы местного самоуправления направляются предложения для принятия мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов на избирательный участок, в органы социальной поддержки населения - о выделении специализированного транспорта для передвижения инвалидов-колясочников, социального такси (с указанием количества).
6.2. Участковые комиссии после получения из территориальной избирательной комиссии соответствующих данных о гражданах, являющихся инвалидами, до дня голосования уточняют сведения о месте голосования инвалидов (в помещении для голосования или вне помещения для голосования) и о необходимости оказания содействия при голосовании.
6.3. Избиратели, являющиеся инвалидами, в соответствии со статьей 66 Федерального закона об основных гарантиях, имеют право обратиться с письменным заявлением или устным обращением (в том числе переданным при содействии других лиц) о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования в день голосования. Участковая комиссия обязана обеспечить это право в соответствии с вышеназванной нормой федерального закона.
6.4. Инвалиды, которые в день голосования не будут находиться по месту своего жительства и не смогут прибыть на избирательный участок, где они включены в список избирателей, участников референдума, в соответствии с пунктом 1 статьи 62 Федерального закона об основных гарантиях, вправе на основании письменного заявления с указанием причины, по которой им требуются открепительные удостоверения, получить в соответствующей ТИК или участковой комиссии в установленные законами о выборах сроки открепительные удостоверения и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на территории которого они будут находиться в день голосования.
В случае если гражданин не имеет возможности прибыть самостоятельно на избирательный участок для получения открепительного удостоверения, его может получить представитель гражданина на основании нотариально удостоверенной доверенности либо доверенности, удостоверенной администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении).
Избирательные комиссии при взаимодействии с органами социальной поддержки населения могут по просьбе гражданина, являющегося инвалидом, оказать содействие в получении им открепительного удостоверения и предоставлении для этих целей органами социальной поддержки населения автотранспорта (социальное такси).
6.5. На избирательном участке в день голосования гражданин, являющийся инвалидом по зрению, либо гражданин, имеющий другие нарушения здоровья, не позволяющие ему самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, в соответствии с пунктом 10 статьи 64 Федерального закона об основных гарантиях вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом либо уполномоченным уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем.
Такой гражданин устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.
6.6. На избирательном участке члены участковых комиссий с правом решающего голоса, волонтеры, с разрешения председателя участковой комиссии могут оказывать содействие инвалидам по их просьбе в ознакомлении с информацией об избирательных объединениях, наименования которых включены в избирательный бюллетень, о зарегистрированных кандидатах, в том числе с информацией, изготовленной специально для слепых и слабовидящих избирателей, а также сопроводить их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, организовать помощь при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования.
6.7. Для организации самостоятельного голосования граждан, являющихся инвалидами по зрению, в помещении либо вне помещения для голосования участковым комиссиям рекомендуется использовать трафареты для заполнения бюллетеней.
Поместив незаполненный бюллетень в папку-трафарет, гражданин сможет найти наименование избирательного объединения и поставить знак в квадрате соответствующей прорези. Заполнив бюллетень, гражданин достает его из папки и опускает в ящик для голосования.
Трафареты для заполнения бюллетеня, изготовленные как с рельефно-точечным шрифтом Брайля, так и без него, могут быть использованы в зависимости от потребности. Они могут быть применены для голосования гражданина с глубоким нарушением зрения, не являющихся инвалидами.
6.8. На избирательные участки, на которых предполагается участие в голосовании значительного количества глухих и слабослышащих граждан, при содействии органов социальной поддержки населения, общественных организаций инвалидов рекомендуется привлекать к работе переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков), социальных и медицинских работников.
6.9. В случае нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений граждан, являющихся инвалидами, и других маломобильных граждан избирательным комиссиям следует обеспечить реализацию их избирательных прав с учетом особенностей категории инвалидности, ограничений по здоровью.
7. Учет особенностей электорального поведения
граждан, являющихся инвалидами, в деятельности
избирательных комиссий
7.1. Избирательные комиссии в своей работе с гражданами, являющимися инвалидами, должны учитывать их особенности, обусловленные категорией инвалидности.
7.2. При появлении в помещении для голосования гражданина, являющегося инвалидом, прежде всего, следует тактично выяснить, нуждается ли он в какой-либо помощи.
7.3. При общении с гражданином, являющимся слепым, рекомендуется общаться непосредственно с ним, а не с сопровождающим его лицом, в беседе с гражданином пользоваться обычной разговорной лексикой, в помещении не следует отходить от него без предупреждения.
7.4. При работе с гражданином, имеющим нарушение слуха, рекомендуется общаться непосредственно с ним, слова можно дополнить понятными жестами, уточняющими действия, связанные с процедурой голосования. С таким гражданином можно общаться в письменной форме либо через сурдопереводчика.
7.5. При работе с гражданином, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, необходимо предложить ему стул либо освободить место у стола для выдачи бюллетеней для кресла-коляски, предложить сопроводить до кабины (места) для тайного голосования, стационарного ящика, выхода из помещения для голосования. В необходимых случаях следует оказать содействие при посадке в автотранспорт.
7.6. Для оказания в день голосования помощи избирателям, участникам референдума, являющихся инвалидами, на избирательных участках может быть организовано дежурство волонтерских организаций.
8. Заключительные положения
Избирательные комиссии после установления итогов голосования должны принять меры по доведению данной информации до избирателей, являющихся инвалидами, в том числе через общественные организации инвалидов.
------------------------------------------------------------------
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. № 21/163-5
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ
ИНВАЛИДАМИ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО
ХУРАЛА (ПАРЛАМЕНТА) РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ПЯТОГО СОЗЫВА
В соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 10 статьи 6 Закона Республики Калмыкия "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия", Избирательная комиссия Республики Калмыкия, постановляет:
1. Утвердить Рекомендации по обеспечению прав избирателей Республики Калмыкия, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия пятого созыва согласно приложению.
3. Направить настоящие Рекомендации в территориальные избирательные комиссии и разместить на сайте Избирательной комиссии Республики Калмыкия в сети Интернет.
Председатель
Избирательной комиссии
Республики Калмыкия
А.ДИКАЛОВ
Секретарь
Избирательной комиссии
Республики Калмыкия
Н.ФЕДОРЧЕНКО
Приложение
к Постановлению
Избирательной комиссии
Республики Калмыкия
от 29 апреля 2013 г. № 21/163-5
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ,
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО ХУРАЛА
(ПАРЛАМЕНТА) РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ПЯТОГО СОЗЫВА
1. Общие положения
1.1. Целью Рекомендаций по обеспечению прав избирателей, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия пятого созыва (далее - Рекомендации), является определение задач и способов их решения в работе избирательных комиссий всех уровней в Республике Калмыкия по обеспечению максимально удобных условий для избирателей, являющихся инвалидами, для реализации ими активного избирательного права.
1.2. В Рекомендациях рассматриваются особенности обеспечения избирательных прав следующих категорий инвалидов: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, а также граждане с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалиды-колясочники.
1.3. Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав инвалидов при проведении выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия регулируются Конституцией Российской Федерации, Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), Законом Республики Калмыкия "О некоторых вопросах проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия", иными законами и нормативно-правовыми актами.
2. Организация работы избирательных комиссий
по подготовке ко дню голосования
2.1. Территориальным избирательным комиссиям в Республике Калмыкия (далее - ТИК) необходимо заблаговременно, до дня официального опубликования решения о назначении выборов, разработать, с использованием положений данных Рекомендаций, планы мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами, возложив контроль за исполнением указанных мероприятий на одного из членов ТИК с правом решающего голоса.
При формировании плана мероприятий рекомендуется предусмотреть все этапы подготовки и проведения избирательной кампании и обеспечения процесса голосования, в том числе организацию системной работы по уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, по обеспечению дополнительным оборудованием помещений для голосования, по информированию и правовому просвещению данной категории избирателей, организаторов выборов.
2.2. ТИК может организовать рабочую группу по обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами, в которую рекомендуется включить представителей управлений (отделов) социальной поддержки населения муниципальных образований в Республике Калмыкия, специалистов регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия и территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия, общественных организаций инвалидов, специализированных учреждений.
2.3. ТИК рекомендуется:
- при организации обучения членов территориальных и участковых избирательных комиссий уделить особое внимание особенностям подготовки ко дню голосования и организации голосования избирателей, являющихся инвалидами. Целесообразно привлекать к обучению представителей общественных организаций инвалидов и учитывать их рекомендации;
- проводить обучение актива общественных организаций инвалидов, иных организаций, работников органов социальной поддержки населения, которые могут быть задействованы в информировании о выборах обслуживаемых ими (в том числе и на дому) избирателей, являющихся инвалидами. Эти организации, как связующее звено между избирателями с инвалидностью и избирательными комиссиями пользуются наибольшим доверием у инвалидов, в том числе и при получении информации и необходимых разъяснений.
3. Организация работы по получению (уточнению) сведений
об избирателях, являющихся инвалидами, включенных в списки
избирателей на соответствующей территории
3.1. ТИКи организуют работу по уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, в том числе по категориям инвалидности (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).
3.2. ТИКи, используя сведения об избирателях, являющихся инвалидами, поступающие из Избирательной комиссии Республики Калмыкия, взаимодействуя с управлениями (отделами) социальной поддержки населения муниципальных образований в Республике Калмыкия, территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия и региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия, соответствующими общественными организациями инвалидов, при уточнении сведений об избирателях, являющихся инвалидами, готовят следующую информацию: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, а также адрес фактического пребывания гражданина (если он отличается от адреса места жительства).
3.3. На основании уточненных сведений ТИКи совместно с участковыми комиссиями организуют работу по информированию избирателей, являющихся инвалидами, по выявлению их желания проголосовать вне помещения для голосования либо в помещении для голосования.
4. Оборудование избирательных участков
и помещений для голосования
4.1. При оборудовании помещений участковых избирательных комиссий и помещений для голосования следует учитывать, что инвалиды участвуют в выборах на равных условиях с иными гражданами, однако для них необходимо создавать специальные условия, позволяющие им реализовывать свои права в полном объеме. Нужно также иметь в виду, что личное посещение инвалидами помещений для голосования избирательных участков, общение с членами избирательных комиссий, использование технических средств для голосования, трафаретов для самостоятельного заполнения бюллетеней и иных приспособлений, благотворно влияют на их интеграцию в общество и служат хорошим стимулом для активной общественной жизни.
Следует определять и учитывать потребности граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами.
4.2. Избирательные участки и помещения для голосования, где предполагается непосредственное участие в выборах граждан, являющихся инвалидами, по возможности должны быть максимально доступны: размещаться на первых этажах, иметь удобный подход для граждан и подъезда транспорта, достаточное освещение и так далее.
4.3. В случае если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не оборудован специальными приспособлениями для входа избирателей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению и въезда инвалидов-колясочников, избирательным комиссиям рекомендуется обратиться в органы местного самоуправления, территориальные органы социальной поддержки населения с просьбой решить вопрос об установке поручней, настилов, рельсов, пандусов, тактильных указателей и т.д. (возможно, временных).
При проведении работ по установке вышеназванных специальных приспособлений необходимо учитывать, что они должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам Российской Федерации (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятым постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73).
Для проверки соответствия указанным нормам специального оборудования, пешеходных путей рекомендуется создать рабочую группу, в которую должны войти члены ТИК, представители общественных организаций инвалидов, органов местного самоуправления.
4.4. В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, являющихся инвалидами, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, а также избирателей, являющихся слепыми или слабовидящими, пользующихся услугами сопровождающих, в соответствии с постановлением ЦИК России от 28 мая 2009 года № 162/1152-5 "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации" в редакции от 28 декабря 2011 года № 83/643-6 может устанавливаться специальная кабина для голосования (специальное место для тайного голосования).
Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечивалась доступность для избирателей, которые пользуются креслами-колясками или имеют трудности при передвижении.
4.5. Для слепых и слабовидящих граждан на информационном стенде следует разместить информацию о зарегистрированных списках кандидатов, о порядке заполнения избирательных бюллетеней, выполненную крупным шрифтом или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
С учетом потребностей указанной категории граждан в помещениях для голосования и (или) кабинах для тайного голосования следует размещать средства оптической коррекции (лупы, лупы с подсветкой и др.), дополнительное освещение, стулья.
4.6. При организации голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, для самостоятельного заполнения ими бюллетеней на избирательных участках могут использоваться специальные трафареты двух видов:
с прорезями на месте квадратов в избирательных бюллетенях для проставления знака по строкам размещения наименований избирательных объединений;
с прорезями на месте квадратов в избирательных бюллетенях для проставления знака по строкам размещения наименований избирательных объединений, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля.
5. Организация информационно-разъяснительной работы
5.1. ТИК при подготовке планов работы по информационному обеспечению выборов в целях повышения доступности информации должны предусмотреть необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами.
5.2. Информирование избирателей, являющихся инвалидами, осуществляется с использованием различных способов обеспечения беспрепятственного доступа к информации, которые определяются с учетом категории инвалидности.
5.3. Избирательные комиссии могут распространять информационные материалы среди соответствующих категорий избирателей как самостоятельно, так и с помощью органов социальной поддержки населения, сотрудников почтовых отделений, общественных организаций инвалидов, волонтеров, иных общественных объединений, размещая их (по согласованию) в местах, наиболее часто посещаемых инвалидами всех категорий (поликлиники, аптеки, органы социальной поддержки населения, территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия, почтовые отделения, социальные магазины и т.д.).
5.4. Избирательным комиссиям для информационного обеспечения избирателей, являющихся инвалидами по зрению, рекомендуется:
предусмотреть использование возможностей существующих сетей радиовещания;
по возможности подготовить выпуски информационных материалов в аудиоформате (на цифровых носителях) о ходе избирательной кампании (времени и месте голосования, основных действиях, контактах), избирательных объединениях, участвующих в выборах, порядке голосования, порядке заполнения избирательного бюллетеня и других процедур;
предусмотреть возможность подготовки информационных выпусков изданий (листков), напечатанных увеличенным шрифтом, удобным для прочтения, (или с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля);
в целях ознакомления слепых граждан с информацией о выборах использовать технические возможности общественных организаций инвалидов, располагающих специальным оборудованием.
5.5. Избирательным комиссиям целесообразно осуществлять информационное обеспечение граждан, являющихся инвалидами по зрению, совместно с региональными и местными общественными организациями Всероссийского общества слепых.
5.6. Избирательным комиссиям для информационного обеспечения глухих и слабослышащих граждан в период избирательной кампании рекомендуется по возможности использовать текстовую передачу информации о выборах средствами факсимильной и мобильной связи (СМС-сообщения).
5.7. Визуальную информацию о выборах в публичных местах рекомендуется располагать так, чтобы граждане, являющиеся инвалидами-колясочниками, могли ознакомиться с ней без дополнительных усилий.
5.8. Избирательным комиссиям рекомендуется заблаговременно довести до граждан, являющихся инвалидами, информацию о возможных способах голосования, предусмотренных законодательством о выборах: голосование по открепительным удостоверениям, голосование вне помещения для голосования, голосование с помощью других лиц.
5.9 Избирательным объединениям, участвующим в выборах, рекомендуется обратить особое внимание на информационную работу с данной категорией избирателей и готовить для слепых и слабовидящих граждан агитационные материалы в аудиоформате, печатные агитационные материалы крупным шрифтом, а для глухих или слабослышащих граждан - агитационные материалы (видеоролики) с субтитрами или сурдопереводом.
5.10. В работе по информированию граждан, являющихся инвалидами, оказанию им консультативной, юридической помощи избирательные комиссии могут использовать возможности "горячей линии" связи с избирателями, в том числе средства мобильной связи и интернет-ресурсы избирательных комиссий. Рекомендуется привлекать для данной работы представителей общественных организаций инвалидов и волонтеров.
6. Обеспечение процесса голосования
избирателей, являющихся инвалидами
6.1. В целях обеспечения доступности маршрутов движения гражданина, являющегося инвалидом, от места проживания до помещения для голосования, соответствующая ТИК может обратиться к органам социальной поддержки населения, общественным организациям инвалидов с просьбой о проведении совместной работы по составлению и уточнению "паспорта маршрута избирателя, являющегося инвалидом, на избирательный участок" (далее - паспорт).
В паспорте рекомендуется указывать следующую информацию: фамилия, имя, отчество; адрес проживания; возраст; категория инвалидности (зрение, нарушение функций опорно-двигательного аппарата); проживает в квартире: один/с семьей; этаж проживания; наличие телефона; наличие специального транспортного средства/сопровождающего до избирательного участка; тип дома (частный/благоустроенный); наличие приспособлений, позволяющих выйти из квартиры на улицу (лифты, подъемники, перила, пандусы); наличие на маршруте следования: удобных подъездных путей к избирательному участку; наличие доступа на избирательный участок (лифты, поручни, пандусы); иные проблемы, возникающие при передвижении от места жительства до участка.
Заполненный паспорт может быть подписан гражданином, являющимся инвалидом, представителем органов социальной поддержки населения, представителем общественной организации инвалидов, председателем территориальной или участковой комиссии.
По результатам анализа данных, указанных в паспорте (паспортах), в органы местного самоуправления направляются предложения для принятия мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов на избирательный участок, в органы социальной поддержки населения - о выделении специализированного транспорта для передвижения инвалидов-колясочников, социального такси (с указанием количества).
6.2. Участковые комиссии после получения из территориальной избирательной комиссии соответствующих данных о гражданах, являющихся инвалидами, до дня голосования уточняют сведения о месте голосования инвалидов (в помещении для голосования или вне помещения для голосования) и о необходимости оказания содействия при голосовании.
6.3. Избиратели, являющиеся инвалидами, в соответствии со статьей 66 Федерального закона об основных гарантиях, имеют право обратиться с письменным заявлением или устным обращением (в том числе переданным при содействии других лиц) о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования в день голосования. Участковая комиссия обязана обеспечить это право в соответствии с вышеназванной нормой федерального закона.
6.4. Инвалиды, которые в день голосования не будут находиться по месту своего жительства и не смогут прибыть на избирательный участок, где они включены в список избирателей, участников референдума, в соответствии с пунктом 1 статьи 62 Федерального закона об основных гарантиях, вправе на основании письменного заявления с указанием причины, по которой им требуются открепительные удостоверения, получить в соответствующей ТИК или участковой комиссии в установленные законами о выборах сроки открепительные удостоверения и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на территории которого они будут находиться в день голосования.
В случае если гражданин не имеет возможности прибыть самостоятельно на избирательный участок для получения открепительного удостоверения, его может получить представитель гражданина на основании нотариально удостоверенной доверенности либо доверенности, удостоверенной администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении).
Избирательные комиссии при взаимодействии с органами социальной поддержки населения могут по просьбе гражданина, являющегося инвалидом, оказать содействие в получении им открепительного удостоверения и предоставлении для этих целей органами социальной поддержки населения автотранспорта (социальное такси).
6.5. На избирательном участке в день голосования гражданин, являющийся инвалидом по зрению, либо гражданин, имеющий другие нарушения здоровья, не позволяющие ему самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, в соответствии с пунктом 10 статьи 64 Федерального закона об основных гарантиях вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом либо уполномоченным уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем.
Такой гражданин устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.
6.6. На избирательном участке члены участковых комиссий с правом решающего голоса, волонтеры, с разрешения председателя участковой комиссии могут оказывать содействие инвалидам по их просьбе в ознакомлении с информацией об избирательных объединениях, наименования которых включены в избирательный бюллетень, о зарегистрированных кандидатах, в том числе с информацией, изготовленной специально для слепых и слабовидящих избирателей, а также сопроводить их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, организовать помощь при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования.
6.7. Для организации самостоятельного голосования граждан, являющихся инвалидами по зрению, в помещении либо вне помещения для голосования участковым комиссиям рекомендуется использовать трафареты для заполнения бюллетеней.
Поместив незаполненный бюллетень в папку-трафарет, гражданин сможет найти наименование избирательного объединения и поставить знак в квадрате соответствующей прорези. Заполнив бюллетень, гражданин достает его из папки и опускает в ящик для голосования.
Трафареты для заполнения бюллетеня, изготовленные как с рельефно-точечным шрифтом Брайля, так и без него, могут быть использованы в зависимости от потребности. Они могут быть применены для голосования гражданина с глубоким нарушением зрения, не являющихся инвалидами.
6.8. На избирательные участки, на которых предполагается участие в голосовании значительного количества глухих и слабослышащих граждан, при содействии органов социальной поддержки населения, общественных организаций инвалидов рекомендуется привлекать к работе переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков), социальных и медицинских работников.
6.9. В случае нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений граждан, являющихся инвалидами, и других маломобильных граждан избирательным комиссиям следует обеспечить реализацию их избирательных прав с учетом особенностей категории инвалидности, ограничений по здоровью.
7. Учет особенностей электорального поведения
граждан, являющихся инвалидами, в деятельности
избирательных комиссий
7.1. Избирательные комиссии в своей работе с гражданами, являющимися инвалидами, должны учитывать их особенности, обусловленные категорией инвалидности.
7.2. При появлении в помещении для голосования гражданина, являющегося инвалидом, прежде всего, следует тактично выяснить, нуждается ли он в какой-либо помощи.
7.3. При общении с гражданином, являющимся слепым, рекомендуется общаться непосредственно с ним, а не с сопровождающим его лицом, в беседе с гражданином пользоваться обычной разговорной лексикой, в помещении не следует отходить от него без предупреждения.
7.4. При работе с гражданином, имеющим нарушение слуха, рекомендуется общаться непосредственно с ним, слова можно дополнить понятными жестами, уточняющими действия, связанные с процедурой голосования. С таким гражданином можно общаться в письменной форме либо через сурдопереводчика.
7.5. При работе с гражданином, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, необходимо предложить ему стул либо освободить место у стола для выдачи бюллетеней для кресла-коляски, предложить сопроводить до кабины (места) для тайного голосования, стационарного ящика, выхода из помещения для голосования. В необходимых случаях следует оказать содействие при посадке в автотранспорт.
7.6. Для оказания в день голосования помощи избирателям, участникам референдума, являющихся инвалидами, на избирательных участках может быть организовано дежурство волонтерских организаций.
8. Заключительные положения
Избирательные комиссии после установления итогов голосования должны принять меры по доведению данной информации до избирателей, являющихся инвалидами, в том числе через общественные организации инвалидов.
------------------------------------------------------------------