Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 12.09.2013 N 299-р <Об утверждении Концепции республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Калмыкия в 2013 году">



12 сентября 2013 года N 299-р

------------------------------------------------------------------

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Калмыкия в 2013 году" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.
3. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Калмыкия разработать проект Программы и в установленном порядке представить его в Правительство Республики Калмыкия.

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
12 сентября 2013 года
№ 299-р





Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 12 сентября 2013 г. № 299-р

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ В 2013 ГОДУ"

I. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам
социально-экономического развития Республики Калмыкия
и необходимости решения проблемы программно-целевым методом

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения, характеризующаяся сложностью и многоплановостью, приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети. По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации государственной стратегии, координации усилий государства и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов. Анализ динамики аварийности свидетельствует о наличии периодов снижения количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и числа пострадавших в них людей. За последнее десятилетие максимальный уровень аварийности в республике был зарегистрирован в 2011-2012 годах. Высокие значения абсолютных и относительных показателей аварийности в республике в период с 2008 года указывают на сохраняющуюся устойчивую тенденцию ее роста в республике, как и в целом по России.
В 2012 году на территории Республики Калмыкия произошло 692 ДТП с пострадавшими, в которых погибло 99 человек и получили ранения различной степени тяжести 1035 человек. Всего за последние 5 лет в результате дорожно-транспортных происшествий на территории республики погибло 471 человек, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет).
За последние пять лет рост количества ДТП отмечается в городе Элиста, что обусловлено продолжающимся процессом урбанизации. Сохраняющаяся напряженная ситуация с аварийностью в Яшкульском и Черноземельском районах связана со значительным увеличением интенсивности дорожного движения на автомобильной дороге республики "Яшкуль - Комсомольский - Артезиан". Наибольшее число погибших людей зарегистрировано в Целинном, Яшкульском, Черноземельском и Кетченеровском районах республики.
Основными видами ДТП в республике за последние 5 лет являются: столкновения (31,6-35,2%), наезд на пешехода (27,6 - 31,1%), опрокидывания транспортных средств (21,6-30,4%), а также наезд на препятствие (4,3-7,4%) и на стоящее транспортное средство (2,0-3,9%).
За последние пять лет парк автомототранспортных средств республики увеличился на 1,2%. Все большее влияние на состояние безопасности дорожного движения оказывает транспорт, принадлежащий физическим лицам, прирост их количества составил 15,6% при общем уменьшении количества юридических владельцев. В настоящее время количество легковых автомобилей на 1000 человек населения республики составляет 164 автомобиля.
Прогнозируя развитие ситуации, есть основания полагать, что негативные тенденции, связанные с увеличением численности автомотопарка и интенсивности его эксплуатации, включением в сферу дорожного движения молодых начинающих водителей, будут способствовать росту количества ДТП и пострадавших в них людей.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям ДТП, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения ДТП, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению ДТП.
Чтобы повысить уровень защищенности участников дорожного движения от ДТП и их последствий и снижения экономического ущерба от дорожной аварийности в условиях постоянного роста автомобилизации, необходимо непрерывное развитие государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения путем реализации программных мероприятий.
В результате реализации республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Калмыкия в 2013 году" ожидается снижение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 100 пострадавших.

II. Возможные пути (способы) решения проблемы
на вариантной основе, оценка соответствующих вариантов,
преимуществ и рисков

В республике проблема повышения уровня защищенности населения от ДТП и их последствий не стала до сих пор одной из важных социально-экономических задач общегосударственного значения, а обеспечение безопасности дорожного движения возложено только на подразделения ГИБДД МВД по Республике Калмыкия.
Решение проблемы повышения безопасности дорожного движения в республике возможно по трем вариантам.
Первый вариант - инерционный, представляет собой решение проблемы на основе существующей системы повышения безопасности дорожного движения в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов самоуправления.
Государственное управление обеспечением безопасности дорожного движения в условиях фактического отсутствия программно-целевого подхода характеризуется недостаточной системностью и отсутствием четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на федеральном, региональном и местном уровнях.
Второй вариант - экономичный, при котором не решаются основные проблемы, но он и не требует существенных затрат по сравнению с ожидаемым результатом в сохранении жизни и здоровья наших граждан:
обновление уличной дорожной разметки;
замена старых деформированных и выгоревших дорожных знаков и указателей;
установка светофорных объектов на перекрестках, где в течение года совершается 5-10 ДТП;
установка пешеходных ограждений в местах массового нарушения пешеходами дорожного движения и т.д.
Третий вариант - программно-целевой, при котором все мероприятия направлены на повышение уровня безопасности дорожного движения, а самое главное на сохранение жизни пострадавших в ДТП.
Целями настоящей Программы являются сокращение количества лиц, погибших в результате ДТП; сокращение количества ДТП с пострадавшими.
Условиями достижения целей Программы является решение следующих задач:
организация мероприятий в сфере обеспечения и внедрения технических систем автоматического обнаружения и фиксации нарушений правил дорожного движения
сокращение дорожно-транспортного травматизма;
обязательное обучение водителей приемам оказания первой помощи;
повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на республиканском и местном уровнях управления.

III. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом

Реализацию Программы предполагается осуществить в 2013 году.
В 2013 году планируется осуществление следующих первоочередных мероприятий:
оснащение г. Элисты стационарными комплексами фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации;
создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения;
повышение профилактики дорожно-транспортного травматизма;
мониторинг динамики дорожно-транспортного травматизма и реализации мероприятий Программы.

IV. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в республике продолжает ухудшаться в результате несоответствия имеющейся дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества в безопасном дорожном движении. Для такой ситуации характерны:
высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП, в том числе детский травматизм;
высокая доля среди погибших людей наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет), эта доля может превысить 30,0%;
возрастающая диспропорция между приростом числа автомобилей и состоянием дорожной инфраструктуры;
низкий уровень безопасности при перевозках пассажиров и грузов, в том числе опасных.
При этом основными недостатками подхода к обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Калмыкия без использования программно-целевого метода по-прежнему будут являться:
организационная разобщенность и автономная структура управления органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления;
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при разработке мероприятий, направленных на обеспечение безопасного движения и смягчение социально-экономических последствий ДТП;
отсутствие эффективных механизмов координации и контроля мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, а также последовательности их реализации;
отсутствие системного планирования действий и существующих ресурсов.
Чтобы добиться снижения социального и экономического ущерба от дорожной аварийности в условиях постоянного роста автомобилизации, необходимо непрерывное развитие государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения путем реализации целевой программы повышения безопасности дорожного движения.

V. Предложения по основным направлениям, объемам,
источникам и срокам финансирования реализации целевой
программы

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов.
Общий объем финансирования программы составляет 35,2 млн. руб., в том числе: из федерального бюджета - 25,1 млн. руб.; республиканского бюджета - 8,0 млн. руб.; местный бюджет - 2,1 млн. руб.

Таблица 1

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

(млн. рублей, в текущих ценах)

Наименование мероприятий, источники финансирования Общий объем в
финансирования 2013 году

1 2 3

1. Проект № 1. Предупреждение опасного поведения
участников дорожного движения, сокращение
детского дорожно-транспортного травматизма 20,2 20,2

Всего: 20,2 20,2

в том числе по источникам финансирования:
федеральный бюджет 10,1 10,1

республиканский бюджет 8,0 8,0

местный бюджет 2,1 2,1

2. Проект № 2. Сокращение времени прибытия
соответствующих служб на место ДТП, повышение
эффективности их деятельности по оказанию помощи
лицам, пострадавшим в результате ДТП 15,0 15,0

Всего: 15,0 15,0

в том числе по источникам финансирования:
федеральный бюджет 15,0 15,0

республиканский бюджет 0 0

местный бюджет 0 0

3 Проект № 3. Совершенствование нормативно- не требуется
правовых, методических и организационных основ
системы управления деятельностью в области
обеспечения безопасности дорожного движения

Всего по программе: 35,2 35,2

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет 25,1 25,1

республиканский бюджет 8,0 8,0

местный бюджет 2,1 2,1


VI. Предложения по целевым индикаторам, и показателям,
позволяющим оценивать ход реализации целевой
программы по годам

В результате реализации Программы ожидается сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести последствий (количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших).

Таблица 2

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ


показатели Базовый год - 2013 год
2012

Количество лиц, погибших в результате дорожно- 99 98
транспортных происшествий, человек

Количество погибших в дорожно-транспортных 13,1 12,6
происшествиях на 100 пострадавших, человек


VII. Предложения по механизмам формирования
мероприятия целевой программы

Формирование комплекса мероприятий целевой программы произведено в соответствии с установленными целевыми индикаторами и показателями, с указанием источников финансирования и исполнителей программных мероприятий, на основании предложений заинтересованных органов государственной власти Республики Калмыкия и государственных заказчиков Программы.
Принципы формирования и реализации мероприятий Программы:
заявленные мероприятия должны соответствовать компетенции государственного заказчика целевой программы;
мероприятия должны обеспечить достижение целей и решение задач целевой программы;
реализация мероприятий должна быть измеримой;
при реализации мероприятий должно быть обеспечено эффективное и целевое использование бюджетных и внебюджетных средств;
должны быть установлены конкретные сроки реализации мероприятий целевой программы;
процесс формирования и реализации мероприятий целевой программы должен быть открытым и доступным для населения и общественных организаций.

VIII. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией целевой программы

Формы и методы управления реализацией целевой программы должны соответствовать Порядку разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности республиканских целевых программ, утвержденному постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 г. № 468.
Текущее управление реализацией целевой программы осуществляется государственным заказчиком.
Программные мероприятия предусматривается реализовывать на основе государственных контрактов. Государственный контракт заключается государственным заказчиком с исполнителем, победившим в конкурсе. Все объекты регистрируются и учитываются в государственном реестре объектов Программы. Процесс создания объектов и порядок расходования бюджетных средств по государственным контрактам контролируются государственным заказчиком с момента подписания контракта и до полного завершения работ.

IX. Предложения по государственным заказчикам,
государственным заказчикам - координаторам и разработчикам
целевой программы, ответственным за формирование
и реализацию целевой программы

Государственным заказчиком, разработчиком и ответственным за формирование и реализацию Программы предлагается определить Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.
Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия - государственные заказчики Программы:
обеспечивают целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
вносят предложения об уточнении целевых индикаторов и показателей, расходов на реализацию мероприятий Программы, а также о совершенствовании механизма их реализации;
ежеквартально представляют государственному заказчику-координатору Программы статистическую, финансовую и аналитическую информации о ходе реализации Программы.
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется Правительственной комиссией по профилактике правонарушений и обеспечению безопасности дорожного движения в Республики Калмыкия (постановление Правительства Республики Калмыкия от 25 мая 2010 г. № 140), Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.


------------------------------------------------------------------