Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 23.09.2013 N А22-1081/2013 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим абзаца 2 пункта 3 Порядка предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года, утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 N 514>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. № А22-1081/2013
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего судьи Шевченко В.И., судей Челянова Д.В., Конторовой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) "П" и общества с ограниченной ответственностью "Ю" о признании недействительным в части Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 № 514),
при участии в судебном заседании:
от заявителей - председателя СПК (колхоз-племзавод) "П" - П., представителей СПК (колхоз-племзавод) "П" - Г. (доверенность от 25.04.2013), К. (доверенность от 25.04.2013), представителей ООО "Ю" - К. (доверенность от 22.05.2013), М. (доверенность от 22.03.2013),
от ответчика - представителя А.Б. (доверенность от 23.05.2013 № ИЗ-18-34/45),
от 3-го лица - Министерства сельского хозяйства РК - представителя Д. (доверенность от 25.12.2012),
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз-племзавод) "П" (далее - Заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 № 514) (далее - Порядок), мотивировав это следующим.
Оспариваемый акт Правительства Республики Калмыкия в пункте 3 содержит положения, существенным образом нарушающие права и законные интересы Заявителя. Отказывая включить Заявителя в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей для получения субсидии, Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - Министерство) тем самым нарушило право Заявителя на гарантированное государством возмещение вреда, причиненного стихийным бедствием, поскольку получить такую дотацию он имеет возможность только по месту осуществления сельскохозяйственного производства и причинения вреда.
По мнению Заявителя, оспариваемое положение противоречит Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" далее - ФЗ № 68-ФЗ); Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ); Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 838 "Об утверждении положения о Порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
С аналогичным заявлением в Арбитражный суд Республики Калмыкия обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ю" (далее - Заявитель) (дело № А22-711/2013).
Определением Арбитражного суда РК от 24.06.2013 дела по заявлениям ООО "Ю" и СПК "П" о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 № 514) (№ А22-711/2013 и № А22-1081/2013) были объединены в одно производство.
В дополнениях к заявлениям Заявители указали, что Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета подлежащих обособленному учету, управлению и использованию. Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 838). Дотации были выделены из Резервного фонда, вследствие чего Правительство Республики Калмыкия было не вправе установить указанные ограничения при предоставлении субсидий.
Правительство Республики Калмыкия представило отзыв и дополнения к нему, в которых заявленные требования не признало, просило суд отказать в их удовлетворении, пояснив, что обжалуемый Порядок определяет правила и условия предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от гибели посев сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в результате чрезвычайной ситуации "Засуха" в 2012 году. Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно ФЗ № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Также Ответчик указал, что Бюджетным кодексом Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Республики Калмыкия в рамках предоставленных полномочий утвердило постановление, обжалуемое в части.
Представители Заявителей в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлениях и дополнениях к ним.
Представитель Ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Представитель третьего лица - Министерства сельского хозяйства РК в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах Ответчика.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела в 2012 году на территории ряда субъектов Российской Федерации, в том числе в Республике Калмыкия, имела место засуха, в результате чего сельхозтоваропроизводители понесли убытки в виде гибели урожая.
Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ (в ред. от 03.12.2012) "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" соответствующим субъектам Российской Федерации, в том числе Республике Калмыкия, были выделены дотации на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года. Республике Калмыкия выделена дотация в размере 173 316 800 руб.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 № 514 был утвержден Порядок предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года.
СПК (колхоз-племзавод) "П" осуществлял в 2012 г. сельскохозяйственное производство на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия на основании договора о совместной деятельности от 10.09.2010 № 6/10, договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.09.2010 № 6/10, заключенных с К(Ф)Х "Б", а также договора о совместной деятельности от 10.09.2010 № 7/10, договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.09.2010 № 7/10, заключенных с К(Ф)Х "У".
ООО "Ю" осуществляло в 2012 г. сельскохозяйственное производство на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 10.09.2010, заключенного с КФХ "З"; договора о совместной деятельности б/н от 10.09. 2010, заключенного с КФХ "Б"; договора подряда от 03.02.2009 на выполнение работ, заключенного с КФХ "М", договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 05.03.2010, заключенного с МУП Маныческое сельское муниципальное образование РК "Д"; договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 10.09.2010, заключенного с КФХ "И"; договора подряда от 03.02.2009 на выполнение работ, заключенного с КФХ "Н"; договора подряда от 03.02.2009 на выполнение работ, заключенного с КФХ "О".
СПК (колхоз-племзавод) "П" и ООО "Ю" на основании акта от 12.09.2012 № 001/1 "О проведении экспертизы объектов растениеводства, пострадавших в летний период 2012 года от чрезвычайных ситуаций "Засуха" в Республике Калмыкия" признаны пострадавшими от гибели сельскохозяйственных культур - пшеница озимая.
Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия в соответствии с пунктом 7 Порядка приняло решения об отказе во включении Заявителей в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей на получение субсидий в связи с несоответствием абзацу 2 пункта 3 Порядка (письма от 14.01.2013 и от 21.01.2013).
Как следует из материалов дела Заявители - СПК (колхоз-племзавод) "П" (ИНН <...>) и ООО "Ю" (ИНН <...>) состоят на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю.
Согласно абзацу 2 пункта 3 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), состоящим на учете в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов в Республике Калмыкия.
Не согласившись с указанным абзацем Порядка, Заявители обратились в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм следует, что суд проверяет нормативный акт на соответствие закону с учетом оспариваемых Заявителем положений. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта ограничено наличием нарушения указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Статьей 6 БК РФ определены понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе. Согласно данной норме межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
В силу ст. 6 БК РФ распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ (ст. 6 БК РФ).
Правовой режим денежных средств, выделенных из федерального бюджета Республике Калмыкия, в сумме 173 316 800 руб., определяется нормой статьи 6 БК РФ - это межбюджетные трансферты в виде дотации.
Распорядителем бюджетных средств от имени Республики Калмыкия в настоящем споре выступает Правительство Республики Калмыкия, а получателями - сельхозтоваропроизводители, пострадавшие от засухи.
В соответствии со ст. 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (п. 1).
К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования (п. 4).
Согласно ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (п. 1).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 2 п. 2);
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 3 ст. 78 БК РФ).
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (п. 7 ст. 78 БК РФ).
Правовой режим межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета, определен статьей 129 БК РФ, согласно которой межбюджетные трансферты предоставляются в том числе в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
В состав приложений к Федеральному закону от 30.11.2011 № 371-ФЗ включена таблица 36 приложения 28 "Распределение дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года". Таблица 36 приложения 28 введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 247-ФЗ и содержит наименования субъектов Российской Федерации и суммы дотаций, выделенные им.
Суд считает соответствующим вышеуказанным нормам бюджетного законодательства довод Правительства Республики Калмыкия о том, что в данной таблице указаны суммы межбюджетных трансферов, осуществляющихся, согласно статье 129 БК РФ, в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 131 БК РФ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (п. 1).
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год (п. 2).
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации не допускается (п. 4).
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя (п. 6).
Таким образом, Республике Калмыкия была предоставлена из федерального бюджета дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом налоговой базы (налогового потенциала). При этом, статьей 6 БК РФ законодатель определил, что дотация - это межбюджетные трансферы, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Согласно пункту 7 раздела I "Общие положения" Регламента Правительства Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 22.12.2005 № 402 "О Регламенте Правительства Республики Калмыкия" проекты актов Правительства Республики Калмыкия вносятся на рассмотрения в Правительство руководителями органов исполнительной власти Республики Калмыкия. Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия в соответствии с указанной нормой был разработан и внесен проект постановления Правительства Республики Калмыкия регламентирующий указанный выше порядок предоставления и использования субсидий, о чем было сообщено сельхозтоваропроизводителям.
Таким образом, постановление Правительства Республики Калмыкия от 21.12. 2012 № 514 "Об утверждении порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельхозпроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации "Засуха" в 2012 году" принято в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Республики Калмыкия.
Суд также приходит к выводу о том, что поскольку дотация из федерального бюджета была выделена не конкретным сельхозтоваропроизводителям, а субъекту Российской Федерации - Республике Калмыкия, Правительство Республики Калмыкия было вправе самостоятельно выбирать критерии отбора получателей субсидий. Заявители состоят на налоговом учете в Ставропольском крае, которому также была выделена аналогичная дотация и, соответственно, не участвуют в формировании налогового потенциала Республики Калмыкия. А поскольку дотации выделяются в том числе исходя из налогового потенциала субъекта, Правительство Республики Калмыкия правомерно установило оспариваемый критерий отбора.
Довод Заявителя о том, что оспариваемый нормативный акт противоречит Федеральному закону № 68-ФЗ, а также Постановлениям Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 838 и от 13.10.2008 № 750, судом отклоняется по следующим основаниям.
Заявители утверждали, что дотации были выделены из Резервного фонда Правительства Российской Федерации. Пункт "з" статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ действительно отсылает к порядку оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении ситуаций регионального характера.
Однако, в Федеральном законе № 68-ФЗ, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" отсутствует условие предоставления финансовой помощи сельхозтоваропроизводителям, понесшим убытки в результате чрезвычайной ситуации "засуха".
Кроме того, пункт 13 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750)(далее - Правила) запрещает использование бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктами 9, 10 и 12 настоящих Правил.
В пунктах 9, 10 Правил приведен исчерпывающий перечень мероприятий, для финансового обеспечения которых бюджетные ассигнования из резервного фонда могут выделяться в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. К таким мероприятиям относятся: проведение аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, транспортной инфраструктуры, связи и сельского хозяйства; развертывание и содержание в течение не более одного месяца пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан; выплата единовременного пособия: членам семей граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта; гражданам, получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вред здоровью.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются в целях:
а) погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями;
б) восполнения запасов материальных ценностей, выпущенных в установленном порядке из государственного материального резерва для обеспечения неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации и оказания гуманитарной помощи (включая мероприятия по доставке указанных материальных ценностей к месту их постоянного хранения);
в) финансового обеспечения мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам, проводимых в установленном порядке по решению Правительства Российской Федерации, в части расходов, произведенных на территории Российской Федерации.
Исходя из Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 838) (далее - Положение), резервный фонд Правительства Российской Федерации создан для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Цели, на которые разрешено расходование средств этого фонда, строго очерчены п. 3 Положения, в котором указано, что средства резервного фонда Правительства Российской Федерации расходуются на финансирование:
государственной поддержки общественных организаций и объединений;
проведения юбилейных мероприятий общегосударственного значения;
изготовления государственных наград, юбилейных медалей;
проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения;
выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством;
издания сборников нормативных актов и законодательства Российской Федерации;
проведения ремонтных и восстановительных работ по заявкам органов государственной власти Российской Федерации;
других мероприятий, проводимых по решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Решения Правительства Российской Федерации о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно.
Выделение денежных средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации сельхозтоваропроизводителям на возмещение убытков, понесенных вследствие каких-либо чрезвычайных ситуаций природного характера, в том числе засухи, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, довод Заявителей о том, что дотация была выделена Республике Калмыкия из Резервного фонда Правительства Российской Федерации, не подтверждается материалами дела и противоречит статьям 96.9, 96.11 БК РФ, а также постановлениям Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 838, от 13.10.2008 № 750, на которые неправомерно ссылаются Заявители.
Вследствие изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) "П" и общества с ограниченной ответственностью "Ю" о признании недействительным в части Порядка предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 № 514).
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 195 АПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) "П" и общества с ограниченной ответственность "Ю" о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 Порядка предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 № 514 "Об утверждении Порядка предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года) - отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий судья
В.ШЕВЧЕНКО
Судья
Д.ЧЕЛЯНОВ
Судья
Д.КОНТОРОВА
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. № А22-1081/2013
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Республики Калмыкия в составе: председательствующего судьи Шевченко В.И., судей Челянова Д.В., Конторовой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) "П" и общества с ограниченной ответственностью "Ю" о признании недействительным в части Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 № 514),
при участии в судебном заседании:
от заявителей - председателя СПК (колхоз-племзавод) "П" - П., представителей СПК (колхоз-племзавод) "П" - Г. (доверенность от 25.04.2013), К. (доверенность от 25.04.2013), представителей ООО "Ю" - К. (доверенность от 22.05.2013), М. (доверенность от 22.03.2013),
от ответчика - представителя А.Б. (доверенность от 23.05.2013 № ИЗ-18-34/45),
от 3-го лица - Министерства сельского хозяйства РК - представителя Д. (доверенность от 25.12.2012),
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз-племзавод) "П" (далее - Заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 № 514) (далее - Порядок), мотивировав это следующим.
Оспариваемый акт Правительства Республики Калмыкия в пункте 3 содержит положения, существенным образом нарушающие права и законные интересы Заявителя. Отказывая включить Заявителя в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей для получения субсидии, Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - Министерство) тем самым нарушило право Заявителя на гарантированное государством возмещение вреда, причиненного стихийным бедствием, поскольку получить такую дотацию он имеет возможность только по месту осуществления сельскохозяйственного производства и причинения вреда.
По мнению Заявителя, оспариваемое положение противоречит Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" далее - ФЗ № 68-ФЗ); Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ); Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 838 "Об утверждении положения о Порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
С аналогичным заявлением в Арбитражный суд Республики Калмыкия обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ю" (далее - Заявитель) (дело № А22-711/2013).
Определением Арбитражного суда РК от 24.06.2013 дела по заявлениям ООО "Ю" и СПК "П" о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 № 514) (№ А22-711/2013 и № А22-1081/2013) были объединены в одно производство.
В дополнениях к заявлениям Заявители указали, что Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета подлежащих обособленному учету, управлению и использованию. Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 838). Дотации были выделены из Резервного фонда, вследствие чего Правительство Республики Калмыкия было не вправе установить указанные ограничения при предоставлении субсидий.
Правительство Республики Калмыкия представило отзыв и дополнения к нему, в которых заявленные требования не признало, просило суд отказать в их удовлетворении, пояснив, что обжалуемый Порядок определяет правила и условия предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от гибели посев сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в результате чрезвычайной ситуации "Засуха" в 2012 году. Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно ФЗ № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Также Ответчик указал, что Бюджетным кодексом Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Республики Калмыкия в рамках предоставленных полномочий утвердило постановление, обжалуемое в части.
Представители Заявителей в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлениях и дополнениях к ним.
Представитель Ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Представитель третьего лица - Министерства сельского хозяйства РК в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах Ответчика.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела в 2012 году на территории ряда субъектов Российской Федерации, в том числе в Республике Калмыкия, имела место засуха, в результате чего сельхозтоваропроизводители понесли убытки в виде гибели урожая.
Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ (в ред. от 03.12.2012) "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" соответствующим субъектам Российской Федерации, в том числе Республике Калмыкия, были выделены дотации на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года. Республике Калмыкия выделена дотация в размере 173 316 800 руб.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 № 514 был утвержден Порядок предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года.
СПК (колхоз-племзавод) "П" осуществлял в 2012 г. сельскохозяйственное производство на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия на основании договора о совместной деятельности от 10.09.2010 № 6/10, договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.09.2010 № 6/10, заключенных с К(Ф)Х "Б", а также договора о совместной деятельности от 10.09.2010 № 7/10, договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.09.2010 № 7/10, заключенных с К(Ф)Х "У".
ООО "Ю" осуществляло в 2012 г. сельскохозяйственное производство на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 10.09.2010, заключенного с КФХ "З"; договора о совместной деятельности б/н от 10.09. 2010, заключенного с КФХ "Б"; договора подряда от 03.02.2009 на выполнение работ, заключенного с КФХ "М", договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 05.03.2010, заключенного с МУП Маныческое сельское муниципальное образование РК "Д"; договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 10.09.2010, заключенного с КФХ "И"; договора подряда от 03.02.2009 на выполнение работ, заключенного с КФХ "Н"; договора подряда от 03.02.2009 на выполнение работ, заключенного с КФХ "О".
СПК (колхоз-племзавод) "П" и ООО "Ю" на основании акта от 12.09.2012 № 001/1 "О проведении экспертизы объектов растениеводства, пострадавших в летний период 2012 года от чрезвычайных ситуаций "Засуха" в Республике Калмыкия" признаны пострадавшими от гибели сельскохозяйственных культур - пшеница озимая.
Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия в соответствии с пунктом 7 Порядка приняло решения об отказе во включении Заявителей в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей на получение субсидий в связи с несоответствием абзацу 2 пункта 3 Порядка (письма от 14.01.2013 и от 21.01.2013).
Как следует из материалов дела Заявители - СПК (колхоз-племзавод) "П" (ИНН <...>) и ООО "Ю" (ИНН <...>) состоят на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю.
Согласно абзацу 2 пункта 3 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), состоящим на учете в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов в Республике Калмыкия.
Не согласившись с указанным абзацем Порядка, Заявители обратились в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм следует, что суд проверяет нормативный акт на соответствие закону с учетом оспариваемых Заявителем положений. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта ограничено наличием нарушения указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Статьей 6 БК РФ определены понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе. Согласно данной норме межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
В силу ст. 6 БК РФ распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ (ст. 6 БК РФ).
Правовой режим денежных средств, выделенных из федерального бюджета Республике Калмыкия, в сумме 173 316 800 руб., определяется нормой статьи 6 БК РФ - это межбюджетные трансферты в виде дотации.
Распорядителем бюджетных средств от имени Республики Калмыкия в настоящем споре выступает Правительство Республики Калмыкия, а получателями - сельхозтоваропроизводители, пострадавшие от засухи.
В соответствии со ст. 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (п. 1).
К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования (п. 4).
Согласно ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (п. 1).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 2 п. 2);
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 3 ст. 78 БК РФ).
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (п. 7 ст. 78 БК РФ).
Правовой режим межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета, определен статьей 129 БК РФ, согласно которой межбюджетные трансферты предоставляются в том числе в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
В состав приложений к Федеральному закону от 30.11.2011 № 371-ФЗ включена таблица 36 приложения 28 "Распределение дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года". Таблица 36 приложения 28 введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 247-ФЗ и содержит наименования субъектов Российской Федерации и суммы дотаций, выделенные им.
Суд считает соответствующим вышеуказанным нормам бюджетного законодательства довод Правительства Республики Калмыкия о том, что в данной таблице указаны суммы межбюджетных трансферов, осуществляющихся, согласно статье 129 БК РФ, в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 131 БК РФ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (п. 1).
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год (п. 2).
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации не допускается (п. 4).
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя (п. 6).
Таким образом, Республике Калмыкия была предоставлена из федерального бюджета дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом налоговой базы (налогового потенциала). При этом, статьей 6 БК РФ законодатель определил, что дотация - это межбюджетные трансферы, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Согласно пункту 7 раздела I "Общие положения" Регламента Правительства Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 22.12.2005 № 402 "О Регламенте Правительства Республики Калмыкия" проекты актов Правительства Республики Калмыкия вносятся на рассмотрения в Правительство руководителями органов исполнительной власти Республики Калмыкия. Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия в соответствии с указанной нормой был разработан и внесен проект постановления Правительства Республики Калмыкия регламентирующий указанный выше порядок предоставления и использования субсидий, о чем было сообщено сельхозтоваропроизводителям.
Таким образом, постановление Правительства Республики Калмыкия от 21.12. 2012 № 514 "Об утверждении порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельхозпроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации "Засуха" в 2012 году" принято в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Республики Калмыкия.
Суд также приходит к выводу о том, что поскольку дотация из федерального бюджета была выделена не конкретным сельхозтоваропроизводителям, а субъекту Российской Федерации - Республике Калмыкия, Правительство Республики Калмыкия было вправе самостоятельно выбирать критерии отбора получателей субсидий. Заявители состоят на налоговом учете в Ставропольском крае, которому также была выделена аналогичная дотация и, соответственно, не участвуют в формировании налогового потенциала Республики Калмыкия. А поскольку дотации выделяются в том числе исходя из налогового потенциала субъекта, Правительство Республики Калмыкия правомерно установило оспариваемый критерий отбора.
Довод Заявителя о том, что оспариваемый нормативный акт противоречит Федеральному закону № 68-ФЗ, а также Постановлениям Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 838 и от 13.10.2008 № 750, судом отклоняется по следующим основаниям.
Заявители утверждали, что дотации были выделены из Резервного фонда Правительства Российской Федерации. Пункт "з" статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ действительно отсылает к порядку оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении ситуаций регионального характера.
Однако, в Федеральном законе № 68-ФЗ, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" отсутствует условие предоставления финансовой помощи сельхозтоваропроизводителям, понесшим убытки в результате чрезвычайной ситуации "засуха".
Кроме того, пункт 13 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750)(далее - Правила) запрещает использование бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктами 9, 10 и 12 настоящих Правил.
В пунктах 9, 10 Правил приведен исчерпывающий перечень мероприятий, для финансового обеспечения которых бюджетные ассигнования из резервного фонда могут выделяться в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. К таким мероприятиям относятся: проведение аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, транспортной инфраструктуры, связи и сельского хозяйства; развертывание и содержание в течение не более одного месяца пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан; выплата единовременного пособия: членам семей граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта; гражданам, получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вред здоровью.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются в целях:
а) погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями;
б) восполнения запасов материальных ценностей, выпущенных в установленном порядке из государственного материального резерва для обеспечения неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации и оказания гуманитарной помощи (включая мероприятия по доставке указанных материальных ценностей к месту их постоянного хранения);
в) финансового обеспечения мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам, проводимых в установленном порядке по решению Правительства Российской Федерации, в части расходов, произведенных на территории Российской Федерации.
Исходя из Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 838) (далее - Положение), резервный фонд Правительства Российской Федерации создан для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Цели, на которые разрешено расходование средств этого фонда, строго очерчены п. 3 Положения, в котором указано, что средства резервного фонда Правительства Российской Федерации расходуются на финансирование:
государственной поддержки общественных организаций и объединений;
проведения юбилейных мероприятий общегосударственного значения;
изготовления государственных наград, юбилейных медалей;
проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения;
выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством;
издания сборников нормативных актов и законодательства Российской Федерации;
проведения ремонтных и восстановительных работ по заявкам органов государственной власти Российской Федерации;
других мероприятий, проводимых по решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Решения Правительства Российской Федерации о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно.
Выделение денежных средств из Резервного фонда Правительства Российской Федерации сельхозтоваропроизводителям на возмещение убытков, понесенных вследствие каких-либо чрезвычайных ситуаций природного характера, в том числе засухи, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, довод Заявителей о том, что дотация была выделена Республике Калмыкия из Резервного фонда Правительства Российской Федерации, не подтверждается материалами дела и противоречит статьям 96.9, 96.11 БК РФ, а также постановлениям Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 838, от 13.10.2008 № 750, на которые неправомерно ссылаются Заявители.
Вследствие изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) "П" и общества с ограниченной ответственностью "Ю" о признании недействительным в части Порядка предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 № 514).
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 195 АПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) "П" и общества с ограниченной ответственность "Ю" о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 Порядка предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утв. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 № 514 "Об утверждении Порядка предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года) - отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий судья
В.ШЕВЧЕНКО
Судья
Д.ЧЕЛЯНОВ
Судья
Д.КОНТОРОВА
------------------------------------------------------------------