Решение Собрания депутатов Булуктинского СМО Республики Калмыкия от 09.10.2013 N 46а "О рассмотрении прогноза Социально-экономического развития Булуктинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия на 2014 год и плановый период 2015-2016 года"



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ ПРИЮТНЕНСКИЙ РАЙОН
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
БУЛУКТИНСКОГО СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕШЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. № 46а

О РАССМОТРЕНИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ БУЛУКТИНСКОГО СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2014 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015-2016 ГОДА

На основании Федерального закона от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005 г.) ст. 6, 19 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Булуктинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, заслушав информацию Главы Администрации Булуктинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия Павловой Л.П. о прогнозе социально-экономического развития Булуктинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия на 2014 год и плановый период 2015-2016 год, решило:
1. Прогноз социально-экономического развития Булуктинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия одобрить и направить Главе Администрации Булуктинского СМО РК Павловой Л.П. для подписания и обнародованию.
2. Данное решение вступает в силу с момента его принятия.

Глава
Булуктинского СМО РК (ахлачи)
Г.БАМБЫШЕВА





Утверждено
решением
Собрания депутатов
Булуктинского СМО РК
от 9 октября 2013 г. № 46а

I. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
БУЛУКТИНСКОГО СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2015-2016 ГОД

1. Введение

Целью прогноза социально-экономического развития Булуктинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия на 2014 год и плановый период 2015-2016 год является определение основных направлений деятельности органов местного самоуправления, предприятий, способствующих обеспечению устойчивого функционирования экономики, повышению экономической активности, создание нормальных условий жизни населения и дальнейшего социально-экономического развития Булуктинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.

2. Экономика и финансы

Формирование проекта бюджета Булуктинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия на 2014 год и плановый период 2015-2016 год происходит в условиях нормативно-правовых актов, а именно законом:
- "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений";
- "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Показатели
Ед. изм.
Отчет
Оценка
прогноз
2012
2013
2014
2015
2016
Налог на доходы физических лиц
Тыс. руб.
112,0
137,0
167,1
203,9
248,8
Единый сельскохозяйственный налог
-/-/-/-
92,0
101,0
111,1
122,2
134,4
Налог на имущество
-/-/-/-
66,1
63,0
59,9
56,9
54,1
Земельный налог
-/-/-/-
21,4
100,0
150,0
150,0
150,0
Доходы получаемые в виде арендной платы за земельные участки
-/-/-/-
486,8
515,0
545,9
578,7
613,4
Доходы от продажи земельных участков
-/-/-/-
188,3
21,1
20,0
20,0
20,0
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
-/-/-/-
3,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Дотации бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности
-/-/-/-
627,4
639,0
651,8
664,8
678,1
Субвенции на осуществление первичного воинского учета
-/-/-/-
40,8
44,1
47,6
51,4
55,5
Межбюджетные трансферты
-/-/-/-
56,0
106,9
60,0
60,0
60,0
Всего доходов
-/-/-/-
1693,7
1727,1
1813,4
1907,9
2014,3
Расходы на общегосударственные вопросы
-/-/-/-
999,8
1050,0
1102,5
1158,0
1216,0
Муниципальные программы
-/-/-/-
-
35,0
35,0
35,0
35,0
Расходы на национальную оборону
-/-/-/-
40,8
44,1
47,6
51,4
55,5
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность
-/-/-/-
-
14,0
100,0
100,0
100,0
Расходы на ЖКХ
-/-/-/-
57,2
274,0
1000,0
1000,0
1000,0
Расходы на социально-культурные мероприятия
-/-/-/-
392,1
404,1
416,2
428,7
441,6
Всего расходов
-/-/-/-
1618,9
1821,2
2701,3
2773,1
2848,1
Превышение доходов над расходами (+), или расходов на доходами (-)
-/-/-/-
74,8
-94,1
-887,9
-865,2
-833,8

3. Показатели, характеризующие состояние
экономики и социальной сферы поселения

Булуктинское сельское муниципальное образование Республики Калмыкия образовано в современном виде в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 20.12.2005 № 250-III-З "Об организации местного самоуправления в Республике Калмыкия".
В состав территории муниципального образования входят:
1.) пос. Бурата;
2.) пос. Нарын.
Административный центр муниципального образования - пос. Бурата. Указанный административный центр является местом нахождения представительного органа муниципального образования.
Муниципальное образование расположено в северо-восточной части Приютненского района Республики Калмыкия, на Ергенинской возвышенности.
Территория СМО включает два участка, разделенных между собой территорией Элистинского городского округа, соединенных участком автомобильной трассы регионального значения:
1.) Основной участок, расположенный в северной части (в том числе земли населенных пунктов п. Бурата и п. Нарын);
2.) Территория, расположенная в южной части, в пределах которой располагается ряд животноводческих стоянок.
Булуктинское СМО граничит:
На севере - с Элистинским ГО РК;
На западе - с Песчаным и Нартинским СМО РК;
На юге - с Первомайским СМО РК;
На востоке - с Целинным РМО и Элистинским ГО РК
Булуктинское СМО имеет много сухопутных соседей первого порядка, в том числе одно городское поселение, что создает благоприятные условия для развития экономических и транзитных связей и оказывает непосредственное влияние на уровень социально-экономического развития муниципального образования.
Сельское муниципальное образование расположено в северо-восточной части Приютненского РМО, в западной части Республики Калмыкия. Общая площадь земель в границах муниципального образования составляет 14951 га или 149,51 км2, что составляет почти 4,8% от площади всего Приютненского района. По данным администрации муниципального образования численность населения на 01.01.2012 года составляет 1140 человек или 9,2% от всего населения Приютненского района. Плотность населения - 7,6 чел. на км2. Ближайшим городским поселением является город Элиста (столица Республики Калмыкия). От административного центра Приютненского района - села Приютного планируемое поселение расположено в 80 км; от центра субъекта поселок Бурата находится в 12 км.
В соответствии с утвержденной схемой территориального планирования Республики Калмыкия, рассматриваемая территория как часть Приютненского района располагается в Центральной природно-хозяйственной зоне (включающей также территорию 6 других районов и городской округ - Элисту).
Булуктинское СМО имеет много сухопутных соседей первого порядка, в том числе одно городское поселение, что создает благоприятные условия для развития экономических связей и оказывает непосредственное влияние на уровень социально-экономического развития.
Относительно ведущих транспортных магистралей республики положение планируемого поселения можно охарактеризовать как полупериферийное. Через территорию Булуктинского СМО проходят дорогирегионального уровня, соединяющая ее с городом Элиста, поселком Первомайским, Ики-Бурулом и другими поселениями. В непосредственной близости от поселения проходит автомобильная дорога федерального уровня - трасса А154 Ставрополь-Элиста-Астрахань.
Булуктинское СМО находится в зоне влияния крупнейшего промышленного центра Республики Калмыкия, основные отрасли специализации территории - овцеводство шерстно-мясного направления и скотоводство мясного направления. Растениеводство зернового направления.
Промышленное производство на территории Булуктинского СМО отсутствует.
Положение Булуктинского СМО в сети учреждений социальной инфраструктуры Республики Калмыкия также оценивается как полупериферийное: центром вторичного социального обслуживания населения является административный центр - село Приютное, услуги более высокого уровня (высшее образование, культурно-досуговые услуги) жители могут получить в Элисте.
Рассмотрев все преимущества и недостатки расположения рассматриваемого муниципального образования, его ЭГП можно оценить как полупериферийное в Республике Калмыкия и полуперефирийное в Приютненском районе и в целом выгодное.

На территории поселения находятся предприятия разных видов деятельности:

Важнейшей составной частью экономики Булуктинского СМО является агропромышленный комплекс. В нем занято 55,7% от общей численности занятых в экономике, задействована основная часть производственных фондов. Основу аграрного сектора планируемого муниципального образования составляет животноводство. Основные направления: мясное скотоводство, мясное и тонкорунное овцеводство.

4. Анализ общего развития экономики Булуктинского СМО

Природно-экологические и ландшафтные особенности Калмыкии предопределяют базовые черты ее хозяйственной специализации, структуру региональной экономики, доминанту в ней аграрного кластера и, в первую очередь, экстенсивного животноводства овцеводческой направленности. Отраслевая структура экономики Булуктинского СМО имеет моноотраслевой характер.
В настоящее время основная часть территории СМО используется для сельскохозяйственного производства.
Промышленное производство на территории планируемого СМО отсутствует. Проблемной сферой деятельности в Булуктинском СМО, как и в Республике в целом является отрасль промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, фактически сельскохозяйственная продукция производимая в СМО перерабатывается за ее пределами.
Агропромышленный комплекс Булуктинского СМО включает только сельское хозяйство (ядро АПК), которое составляет ведущая отрасль - животноводство и ведущие формы организации производства: крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства. Предприятия первичной переработки сельскохозяйственного сырья отсутствуют. Пищевая промышленность отсутствует.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года территория Булуктинского СМО Республика Калмыкия входит в межрегиональную Волжско-Каспийскую зону опережающего роста Южного федерального округа наряду с такими территориями, как Астраханская и Волгоградская области. Основными направлениями отраслевой специализации (применительно к территории Булуктинского СМО) будут являться:
- транспортно-логистические услуги;
- отдельные направления агропромышленного комплекса (овощеводство, бахчеводство, мясное и шерстяное животноводство).

5. Промышленность

Промышленные предприятия Булуктинского СМО представлены Буратинским филиалом ПМК ФБУ "Калммелиоводхоз". Основное направление деятельности - ремонт и эксплуатация мелиоративных систем.
Действующих промышленных предприятий в поселке Нарын нет.

6. Сельское хозяйство и АПК

Территория Булуктинского СМО обладает весьма специфичными природными условиями, определяющими структуру сельского хозяйства и его место в хозяйственном комплексе Приютненского района и Республики Калмыкия в целом. Благоприятные для развития сельского хозяйства элементы природных условий сочетаются здесь с характеристиками, создающими серьезные препятствия для данной отрасли.
К первым относятся полупустынные ландшафты и континентальный климат с малоснежной зимой, представляющими большую ценность для животноводства, особенно крупного рогатого скота мясного направления и овцеводства.
К вторым: не развитая гидрографическая сеть.
Территория Булуктинского СМО составляет 14951 га. Основная часть которой используется в качестве пастбищ.
На территории Булуктинского СМО свою деятельность осуществляют 11 КФХ, 14 ЛПХ, 1 СПК.

Основные показатели работы сельского хозяйства

Всего, хозяйств, единиц, в том числе
2012
2013
2014
2015
2016
Сельхозпредприятия
-
-
-
-
-
Личные подсобные хозяйства (ЛПХ)
20
14
15
16
17
Крестьянско-фермерские (КФХ)
16
11
12
13
14
Численность занятых, человек
2012
2013
2014
2015
2016
Сельхозпредприятия
-
-
-
-
-
Личные подсобные хозяйства (ЛПХ)
30
30
31
32
33
Крестьянско-фермерские (КФХ)
75
75
76
77
78

В муниципальном образовании получили развитие личные подсобные хозяйства (ЛПХ). В них содержится часть сельскохозяйственных животных муниципального образования.

Наличие скота и птицы в личных подсобных
хозяйствах Булуктинского СМО, единиц


2012
2013
2014
2015
2016
Крупный рогатый скот
205
402
402
402
402
Лошади
2
1
1
1
1
Овцы
300
2300
2500
2500
2500
Козы
-
-
-
-
-
Свиньи
5
-
5
5
5
Кролики
-
-
-
-
-
Индейки
-
-
-
-
-
Гуси
35
35
35
35
35
Утки
45
45
45
45
45
Куры
150
150
150
150
150

Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса сдерживает ряд факторов:
- использование малопроизводительного, морально устаревшего оборудования;
- небольшой объем государственной поддержки для осуществления модернизации и технического перевооружения;
- неустойчивое финансовое положение;
- недостаток собственных средств на внедрение новых технологий и техническое перевооружение, модернизацию производства;
- рост цен на энергоносители и транспортировку сырья и продукции;
- неурегурованность вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщиками сырья, перерабатывающими и торговыми организациями.

7. Малое предпринимательство

Важная роль в развитии экономического потенциала Булуктинского СМО принадлежит малому предпринимательству, которое способно обеспечить создание новых рабочих мест, формирование оптимальной структуры экономического комплекса и насыщение рынка товарами и услугами.
Наличие значительных пастбищных угодий и пашни на территории Булуктинского СМО способствует преобладанию в сфере малого бизнеса предпринимателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, занимающих ведущую долю в общей структуре занятых предпринимательством.
Вторым предпочтительным направлением деятельности для субъектов малого предпринимательства являются торговля и общественное питание.
На территории Булуктинского СМО зарегистрировано 4 предприятия торговли.
Остальные сферы малого бизнеса в СМО выражены недостаточно, что свидетельствует о необходимости корректировки отраслевой структуры малого предпринимательства путем оказания поддержки развитию приоритетных для Булуктинского СМО и Приютненского СМО видов деятельности.
По состоянию на начало 2013 года на территории Булуктинского СМО зарегистрировано 4 предприятия торговли, 11 КФХ и др.
Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства составляет 83 человека (75 - КФХ, 8-предприятий торговли).

Основные показатели работы малых предприятий

Наименование показателей
2012
2013
2014
2015
2016

Основные показатели работы крестьянско-фермерских хозяйств.
Число предприятий, единиц
15
15
15
15
15
Численность занятых, человек
75
75
75
75
75
Среднемесячная заработная плата, рублей
4300
5200
6200
7400
8800

Основные показатели работы предприятий торговли.
Число предприятий, единиц
4
4
4
4
4
Численность занятых, человек
8
8
8
8
8
Среднемесячная заработная плата, рублей
6000
7000
8000
9000
10000

Система торговли Булуктинского СМО

N
Наименование населенных пунктов
Количество магазинов, ед.
Торговая площадь м2
1
поселок Бурата
2
45
2
поселок Нарын
2
78

Выгодное расположение Булуктинского вдоль региональной трассы в будущем должно способствовать увеличению числа занятых именно по данным видам деятельности.

8. Жилищный фонд Булуктинского СМО

Общая площадь жилищного фонда Булуктинского СМО в начале 2013 года составила 22500 м2. Жилищный фонд Булуктинского СМО представлен 2 категориями жилья:
- муниципальный жилищный фонд (до 2013 года);
- частный жилищный фонд.

Жилищный фонд Булуктинского СМО

Наименования показателей
2012
2013
2014
2015
2016
Жилищный фонд, всего
22500
22500
22500
22500
22500
Общая площадь, м2
22500
22500
22500
22500
22500
Жилая площадь, м2
17000
17000
17000
17000
17000
Число квартир, единиц
333
333
333
333
333

В том числе:
Муниципальный жилищный фонд
-
-
-
-
-
Общая площадь, м2
-
-
-
-
-
Жилая площадь, м2
-
-
-
-
-
Число квартир, единиц
-
-
-
-
-
Государственный жилищный фонд
-
-
-
-
-
Общая площадь, м2
-
-
-
-
-
Жилая площадь, м2
-
-
-
-
-
Число квартир, единиц
-
-
-
-
-
Частный жилищный фонд
22500
22500
22500
22500
22500
Общая площадь, м2
22500
22500
22500
22500
22500
Жилая площадь, м2
17000
17000
17000
17000
17000
Число квартир, единиц
333
333
333
333
333

Динамика основных показателей
жилищного фонда Булуктинского СМО

Наименование
2009
2010
2011
2012
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, м2 общей площади

-

-

-

-
Средняя обеспеченность населения общей площадью жилья м2/чел

23

20,3

22

23

Имеет место незавершенное строительство в частном секторе. В настоящее время в целом деятельность жилищно-коммунального комплекса Булуктинского СМО характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются отсутствие отдельных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры (питьевого водопровода, канализационной системы, системы централизованного отопления, системы утилизации ТБО), а так же высокий уровень износа резервуаров для водоснабжения, технологическая отсталость имеющегося оборудования. Играет немаловажную роль и низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики сельского поселения, непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса.
Основой развития Булуктинского СМО на расчетный срок должно стать перспективное жилищное строительство, связанное с развитием Элистинской городской агломерации, важной задачей также является доведение до 100% показателей обеспеченности жилищного фонда сетевым газом, водой питьевого качества.

9. Население. Демографические и трудовые ресурсы

На современном этапе развития человеческий и трудовой капитал являются важнейшими ресурсами территории. Анализ демографической ситуации - одна из главнейших составляющих оценки тенденций экономического роста поселения. Возрастной, половой и национальный состав населения во многом определяют перспективы и проблемы рынка труда, а значит и производственный потенциал. Количественная оценка тенденций состояния и использования трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повышения их эффективности.
Демографическая ситуация, сложившаяся в Булуктинском СМО, имеет сложный комплексный характер и позитивные тенденции развития. Оба населенных пункта Булуктинского СМО входят в группу крупных средних пунктов Республики Калмыкия (с численностью населения больше 500 человек). По данным на 01.01.2013 г. население планируемого СМО составляло 1140 человек. Демографическая ситуация в целом стабильная, последние десятилетия в поселении наблюдается естественный прирост и миграционный отток населения.
В 2013 году удельный вес населения рассматриваемого муниципального образования в общей численности населения Приютненского муниципального района составил порядка 9,9% (в целом по Республике Калмыкия 0,4%), тем самым демографическая ситуация сложившаяся в поселении играет заметную роль в общей динамике населения муниципального района.

9.1. Динамика численности населения

На 01.01.2013 года численность населения Булуктинского СМО составила 1140 человек, это 9,9% от всего населения Приютненского муниципального района. За последние 10 лет наблюдается увеличение численности населения в рассматриваемом СМО.

Динамика численности населения
Булуктинского СМО Республики Калмыкия

СМО
2012
2013
2014
2015
2016
Булуктинское СМО
1140
1111
1129
1178
1213

9.2. Демографические и миграционные процессы

Демографическая ситуация в Булуктинском СМО развивается под влиянием сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции населения. Для СМО характерен положительный естественный прирост.
Естественное движение населения.
Число родившихся за 2013 году возросло на 5 человек, а число умерших на 4 человек (в сравнении с 2008 годом).
Рост рождаемости обусловлен рядом причин: особенностями демографических особенностей реализацией мер, принимаемых по стимулированию рождаемости, осуществлением приоритетного национального проекта в здравоохранении, изменениями в структуре репродуктивного возраста населения, изменением репродуктивных установок населения или их более полной реализации (в частности, реализация отложенных рождений).

Демографическая ситуация Булуктинского СМО

Год
Рождаемость
Смертность
Естественный прирост/убыль
2012
17
8
+9
2013
14
10
+4
2014
14
8
+6
2015
15
8
+7
2016
17
8
+9

Миграционные процессы.
Миграционная ситуация в СМО на протяжении нескольких лет остается не благоприятной. На протяжении последних лет наблюдается миграционный отток населения.
Пиковый показатель миграционного притока за последние 5 лет был характерен для 2012 года - 75 человек. Пиковый показатель миграционной убыли наблюдалась в 2010 году.
В целом, за 2009-2013 гг. в результате миграции на территорию Булуктинского СМО прибыло 310 человек, выбыло 362, тем самым за период 2010-2013 гг. зарегистрированная миграционная убыль составила 51 человек.

Динамика числа прибывших, выбывших и миграционный
прирост (убыль) населения (чел.) Булуктинского СМО


2012
2013
2014
2015
2016
2017
Число прибывших
75
67
50
50
50
50
Число выбывших
81
49
40
40
40
40
Прирост/убыль
-6
+11
+10
+10
+10
+10

Основными причинами оттока населения с территории СМО являются слабо развитая экономическая система не позволяющие полноценно организовывать самозанятось населения в сельском хозяйстве.
Основные направления выезда мигрантов из района в г. Элиста, районы Республики Калмыкия, г. Астрахань, Тюменская область, Ставропольский край.
Прибывают мигранты из г. Элиста, Астраханской области и из районов республики.
Механический отток населения формируют в значительной степени молодые трудоспособные жители, которые покидают поселение в целях получения качественного профессионального образования и трудоустройства.
В поселке можно наблюдать действие двух разнонаправленных процессов: с одной стороны отток молодежи и квалифицированных кадров в г. Элисту, г. Ставрополь, г. Ростов-на-Дону и др., с другой стороны, интенсивная миграция традиционных этносов Северного Кавказа и населения из внутренних районов Республики.

10. Инженерная инфраструктура

Состояние коммунальной инфраструктуры характеризуются высоким уровнем износа, низким коэффициентом полезного действия и использования мощностей, большими потерями. На протяжении последнего десятилетия капитальный ремонт, модернизация и материально-техническое обеспечение объектов ЖКХ осуществлялось по остаточному принципу. Несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, проблема воспроизводства основных фондов жилищно-коммунального хозяйства не решена.
Водоснабжение и водоотведение.
В настоящее время на территории поселка отсутствует система централизованного хоз-питьевого водоснабжения. Водоснабжение Булуктинского сельского муниципального образования осуществляется посредством привозной воды. Забор воды осуществляется из питьевых бассейнов. Вода храниться в бассейнах емкостью 3-5 м3, расположенных в пределах приусадебных участков.
В перспективе в проектируемом муниципальном образовании планируется строительство водопровода в соответствии с утвержденной технической документацией "Водовод к населенным пунктам поселок Нарын, поселок Бурата, п. Песчаный Приютненского района Республики Калмыкия" с подключением к ранее запроектированному магистральному водоводу Ики-Бурульского группового водовода с подключением к Северо-Левокумскому месторождению подземных вод.
Водопотребность принимается в следующем количестве согласно водопотреблению по техническим условиям проекта учитываемое Ики-Бурульским групповым водоводом и составляет 206,9 м3/сутки, в том числе поселок Бурата - 111,6 м3/сутки, поселок Нарын - 95,3 м3/сутки.
На основании принятого источника водоснабжения проектом предусматривается следующая схема водоснабжения поселков. Вода подается по общему водоводу до поселка Песчаный длиной 18,2 км, от которого запроектированы ответвления на поселок Нарын длиной 2,3 км и поселок Бурата длиной 1,4 км. На концах ответвления предусматривается строительство водонапорных башен (2 шт.).
Технико-экономические показатели строительства:
Производительность водовода - 361,9 м3 /сутки;
Протяженностьт рубопроводов - 21,9 км;
Глубиназаложения водовода - 1,75 м.
Водообеспечение технической водой осуществляется также с помощью открытого водозабора.
Следует отметить, что в муниципальном образовании отсутствует централизованная система канализации и водоотведения. Для своих нужд население использует выгребные ямы. При значительной численности населения это может представлять потенциальную экологическую проблему для поселения.
Электроснабжение.
Электроснабжение потребителей электрической энергии Булуктинского СМО осуществляется от электрических сетей Республики Калмыкия.
Воздушные линии электропередач, в соответствии с ПУЭ (Правила устройства электроустановок) имеют охранные зоны, ограничивающие минимальные допустимые расстояния по приближению к ним застройки. Охранные зоны составляют коридоры вдоль линий шириной, зависящей от напряжения линий. Согласно ПУЭ расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при неотклоненном их положении до ближайших выступающих частей отдельно стоящих зданий и сооружений должна быть не менее:
- для ВЛ-110 кВ - 20 метров;
- для ВЛ-35 кВ - 15 метров;
- для ВЛ-10 кВ - 10 метров.
Техническое состояние оборудований и сетей электрического хозяйства в муниципальном образовании удовлетворительное. В планах на перспективу потребуется своевременный ремонт и модернизация электроэнергетического оборудования в муниципальном образовании. Главным направлением должно стать снижение уровня потерь в энергосетях.
Газоснабжение и теплоснабжение.
Сетевым газом обеспечено 96,7% жилищного фонда. Остальная часть жилой площади оборудована печным отоплением, где проживает 4,3% от всего населения Булуктинского СМО. Газораспределительная сеть новая, в хорошем состоянии. Одиночное протяжение уличной газовой сети составляет 24 км.
Теплоснабжение Булуктинского СМО осуществляется децентрализовано, от автономных источников теплоснабжения. Централизованное теплоснабжение в жилом фонде отсутствует. В планируемом СМО имеется 2 источника теплоснабжения. Централизованное теплоснабжение имеется только в социально значимых объектах Буратинской средней школе, детском саду, котельные располагаются в зданиях. В связи с длительным периодом использования уровень износа объектов теплоснабжения составляет 70%.

11. Состояние окружающей среды

Стратегической целью экологической политики является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения, обеспечения экологической безопасности района.
Источниками потенциального загрязнения окружающей среды в Булуктинском муниципальном образовании выступают:
- автомобильная дорога. При сложившейся интенсивности автомобильного движения и возможного увеличения потока автомобилей в будущем, автомагистраль выступает как потенциальный загрязнитель среды.
На территории муниципального образования отсутствуют стационарные источники промышленных выбросов в атмосферу.
В восточной части муниципального образования находится полигон твердых бытовых отходов общей площадью 1,5 га, расстояние до ближайшего жилья составляет 4000 метров.

Характеристика объектов размещения ТБО (действующие
или закрытые) на территории Булуктинского СМО


Муниципальное образование
Место нахождения полигона ТБО

Правоустанавливающий
документ

Тип свалки
Общая площадь, га
Булуктинское СМО
1,1 км на восток от п. Бурата
Решение Собрания Депутатов Булуктинского СМО от 25.11.2007 № 35
Санкционированная
1,5

Так же на территории СМО располагается скотомогильник общей площадью 600 га, расстояние до жилья от скотомогильника составляет 1200 м.
Северо-восточнее поселка Бурата находится действующее кладбище площадью 2 га, расстояние до жилья составляет 3000 м, что соответствует нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно данному документу санитарно-защитная зона для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20 га, должна быть не меньше 300 метров.
Основные экологические проблемы территории Булуктинского СМО:
- деградация растительного и почвенного покрова степных ландшафтов под прессом чрезмерной пастбищной нагрузки, неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных угодий;
- загрязнение атмосферы в прилежащих ландшафтах;
- развитие экологического каркаса республики на основе ООПТ;
- ненадлежащее функционирование системы мониторинга состояния окружающей природной среды;
Таким образом, основные мероприятия по охране окружающей среды и улучшению экологической обстановки должны быть направлены на:
- ликвидацию загрязнения и захламления территории Булуктинского СМО твердыми отходами производства и потребления, неудовлетворительное обращение с отходами на существующем полигоне ТБО, несанкционированное размещение ТОПП на землях, представляющих хозяйственную или рекреационную ценность (стихийные свалки);
- сокращение нерационального использования природных ресурсов (земель и полезных ископаемых); нарушение установленного режима хозяйственной деятельности на территории Булуктинского СМО;
- снижение деградации уникальных ландшафтов под прессом техногенной нагрузки;
- предотвращение дальнейшей деградации растительности и почвенного покрова степных ландшафтов, уничтожение плодородного слоя почвы (дегумификация, засоление, усиление воздушной и водной эрозии почвы);
- восстановление системы мониторинга состояния окружающей природной среды.

12. Транспортная инфраструктура

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии территорий. Транспортная система определяет условия экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. Эффективное функционирование транспортного комплекса является важным условием для развития экономики Булуктинского СМО.
Транспортно-географическое положение Булуктинского сельского муниципального образования, в региональном масштабе можно охарактеризовать как центральное; на локальном, внутрирайонном уровне, можно назвать выгодным. Главным транспортным преимуществом территории Булуктинского муниципального образования выступает его относительная близость к столице Республике - городу Элиста. Через территорию муниципального образования проходит автомобильная дорога регионального значения "Элиста-Арзгир-Минеральные Воды"; данный факт в сочетании с близостью к федеральной трассе А-154 "Астрахань-Элиста-Ставрополь" в будущем должен стать важным фактором развития транспортно-логистических позиций Булуктинского СМО в Приютненском районе и Республике Калмыкия в целом.

Транспортная доступность ближайших
к Булуктинскому СМО городов <*>

Город
Расстояние, км
Временная доступность
Элиста
18
23 мин
Городовиковск
240
5 ч 21 мин
Сальск
280
5 ч 57 мин
Ставрополь
270
5 ч 41 мин
Дивное
95
2 ч 3 мин
Ипатово
140
2 ч 59 мин

--------------------------------
<*> - рассчитано с помощью приложения "Яндекс-карты".
В Булуктинском СМО основу транспортного каркаса составляют автомобильные дороги регионального значения ("Элиста-Арзгир-Минеральные Воды") и дороги местного подчинения. Протяженность дорог местного значения с асфальтовым покрытием составляет 7,2 км, грунтовые дороги - 6,5 км.
На территории Булуктинского муниципального образования в домашних хозяйствах населения на начало 2012 года зарегистрировано 126 транспортных средств, из них автомобили составляют 95,3%. Уровень автомобилизации населения не высокий, и составляет 111 автомобилей на 1000 населения.

Прогноз по видам и количеству транспортных
средств в Булуктинском СМО

Вид транспорта
2012
2013
2014
2015
2016
Легковые автомобили
122
122
122
122
122
Грузовые автомобили
5
5
5
5
5
Тракторы
1
1
1
1
1
Комбайны
-
-
-
-
-

При современном уровне развития глобального туризма многие автомагистральные направления трактуются как образующий фактор строительства мотелей, кемпингов, обзорных площадок, кафе, ресторанов, то есть помимо транспортной функции они осуществляют туристско-культурные функции ("трансфер-туризм"). Применительно к территории Булуктинского СМО речь идет об объектах придорожного сервиса, которые помимо предприятий торговли и общепита должны включать и СТО, АЗС.
Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании должно основываться на следующих позициях:
- развитие транспортно-логистических функций территории в рамках существующих транспортных коридоров;
- реализация транзитного транспортного потенциала территории.

12. Образование

На начало 2012 года в Булуктинском СМО насчитывалось 2 образовательных учреждения.
В поселке Бурата располагается средняя школа, количество обучающихся в 2012 году составляла 65 человек, проектная мощность - 120 мест. Система школьного образования СМО сформировалась еще в советское время, когда при проектировании сетей социально значимых учреждений закладывались другие показатели демографического развития территорий. Поэтому в настоящее время возникла проблема недогруженности средней школы.
В поселке Нарын располагается детское дошкольное учреждение.
Учреждения дополнительного образования детей в планируемом СМО отсутствуют.
Лечебно-профилактические учреждения Булуктинского СМО представлены 2 фельдшерско-акушерскими пунктами, располагающиеся в поселках Бурата и Нарын. Численность среднего медицинского персонала составляет 2 человека.
Износ основных фондов объектов здравоохранения значительный - от 35 до 50%. В целом здания объектов здравоохранения морально устарели и требуют капитального ремонта.
Количественный состав медперсонала требует пополнения. Необходимо создание условий для жизнедеятельности врачей и медперсонала, которые будут способствовать привлечению молодых специалистов из других районов и регионов в Приютненский район.

14. Культура и искусство

Поселок Бурата является основным социо-культурным центром Булуктинского СМО, сеть учреждений культуры и искусства включает в себя:
- Булуктинский сельский дом культуры;
- Булуктинскую сельскую библиотеку;
- Нарынскую сельскую библиотеку.
Проектная мощность Булуктинтинского сельского дома культуры составляет 25 мест. Фактическая мощность учреждений культуры в муниципальном образовании практически достигла проектных показателей. Степень износа инфраструктуры также высока. Таким образом, при дальнейшем проектировании развития территории следует учитывать данные проблемы и необходимость реконструкции и модернизации объектов культуры.

15. Физическая культура и спорт

Основу спортивного развития всего Булуктинского сельского муниципального образования составляют спортивные объекты, расположенные на территории МОУ СОШ и общедоступный стадион. На территории муниципального образования нет действующих спортклубов.
Главным направлением при развитии спортивной инфраструктуры в дальнейшем должна стать реконструкция и модернизация уже существующих спортивных сооружений и строительство плоскостных сооружений (футбольное поле, открытая спортивная площадка, детские спортивные площадки).

16. Объекты культурного значения

Документация по охране объектов историко-культурного наследия разработана в соответствии с Законом РФ "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Законом Республики Калмыкия от 26 декабря 2006 г. № 329-III-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Республике Калмыкия" и другими нормативными документами о порядке проектирования.
На территории Булуктинского сельского муниципального образования находятся 1 объект культурного значения, представленный памятником истории и монументального искусства, который в соответствии со статьей 5 Закона Республики Калмыкия от 26 декабря 2006 г. № 329-III-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Республике Калмыкия" включен в список памятников истории и культуры.
На схеме Булуктинского СМО вокруг памятников историко-культурного значения нанесены временные границы охранных зон, в которых устанавливается особый режим содержания и использования земель историко-культурного назначения, запрещающий строительство и ограничивающий хозяйственную и иную деятельность, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной и природной среды данного памятника.
Все виды земляных и строительных работ на территории временных охранных зон необходимо согласовывать с Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия.

II. Основные направления деятельности администрации
Булуктинского СМО РК в 2014 году и плановый
период 2015-2016 год

1. Налогово-бюджетная политика

Основные направления являются основой для формирования бюджета на очередной финансовый год. Бюджет 2014 г. и плановый период 2015-2016 годы формируется на основании муниципальных программ, которые приведут к открытости бюджета, повышения качества бюджетного процесса, обеспечения рационального и эффективного использования бюджетных средств, дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений.

2. Благоустройство населенных пунктов

В соответствии с прогнозной оценкой доходов на 2014 год первоочередными перед Булуктинским СМО РК стоят такие задачи, как благоустройство поселков Бурата и Нарын:
- Организация благоустройства и озеленения территории сельского поселения,
- организация освещения улиц
- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора
- создание условий для массового отдыха жителей Булуктинского СМО РК и организация обустройства мест массового отдыха населения
- содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, в границах Булуктинского СМО РК.


------------------------------------------------------------------